Исследования

Государственное задание

Государственное задание ФГБУ “Научно-исследовательский институт экспериментальной медицины” северо-западного отделения на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов
Государственное задание Федерального государственного бюджетного научного учреждения “Институт экспериментальной медицины” на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов
Государственное задание № 007-01191-16 ПР на 2016 год
Государственное задание № 007-01354-17-03 на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов
Государственное задание № 007-00449-18-00 на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов от 18.01.2018 г.
Государственное задание № 075-00786-19-00 на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов от 29.12.2018 г.
Государственное задание № 075-01413-20-03 на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Государственное задание № 075-01045-21-04 ПР на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
Государственное задание № 075-01135-22-00 на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Государственное задание № 075-01393-23-04 на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов

Основные научные результаты

I. Исследование фундаментальных основ жизнедеятельности в норме и при патологии
Интегративные основы деятельности головного мозга в норме и при патологии
  • Выявлены региональные и временные ответы клеток ЦНС на системное воспаление.
  • Выдвинута гипотеза об участии кальпаинов в дисрегуляции дофаминергической передачи.
  • Исследована экспрессия генов нейротоксичных и нейропротекторных веществ в гипоталамусе при черепно-мозговой травме.
  • Выявлена ключевая роль протеинкиназы CK2 в механизмах трансдукции сигнала и созревания синапса.
Изучение механизмов психоэмоционального стресса и устойчивости к нему
  • Выявлены гибель нейронов и подавление нейрогенеза в прогениторных зонах мозга после воздействия витального стресса.
  • У женщин, переживших витальный стресс, выявлены нарушения продукции кортизола и пролактина.
    У потомства матерей, переживших травматический стресс, обнаружены нарушения поведения и пространственно-временных связей в центральной нервной системе.
  • Выявлена активация системы орексин-содержащих и орексин-чувствительных клеток ЦНС и надпочечников, повышение секреции дефенсинов при стрессе.
  • Установлено, что корригирующее действие при постстрессорных расстройствах оказывает метод адаптивной саморегуляции на основе синхронизации кардиореспираторных отношений.
Изучение генетических механизмов формирования патологического процесса
  • Проведен анализ встречаемости полиморфных аллелей гена галанина у пациентов с разными вариантами течения рассеянного склероза.
  • Получены данные о новом генетическом маркере аутоиммунных поражений ЦНС.
  • Найдены новые полиморфизмы минисателлитных повторов у пациентов с симптоматической эпилепсией.
  • Продолжается изучение аномального фибриллогенеза модельных амилоидогенных белков транстиретина и бета2-микроглобулина.
  • Обнаружено 12 мутаций и 6 полиморфизмов в гене рецептора ЛПНП у больных семейной гиперхолестеринемией из Петрозаводска.
  • Впервые обнаружено, что у славян эпигенетически модифицированный участок гена рецептора брадикинина может служить новым биомаркером предрасположенности к ишемической болезни сердца и инфаркту миокарда.
  • Получены приоритетные данные об увеличении экспрессии ряда генов в лейкоцитах периферической крови у больных эпилепсией и болезнью Паркинсона.
Дизрегуляционная патология органов и систем. Патологические интеграции.
  • Возрастание постнагрузки сердца уменьшает выраженность депрессии показателей системного кровообращения при ишемии миокарда.
  • Впервые установлено, что в постстрессорном периоде сократительная активность тощей кишки значительно превышает ее исходный уровень.
  • Проанализирована зависимость функции клеток иммунной и нейроэндокринной систем от активности пуринергических рецепторов.
  • Открыто иммуномодулирующее действие лактоферрина человека и альфа-дефенсина нейтрофилов крысы при стрессе.
  • Получены данные о роли грелина и орексина в формировании алкогольной зависимости.
  • Впервые выявлен адаптогенный эффект лактоферрина при гипоксической гипоксии.
Изучение патологической анатомии и патогенеза социально значимых заболеваний человека
  • Впервые выделена прогрессирующая форма нестабильной атеросклеротической бляшки и создана классификация нестабильных и стабильных атеросклеротических бляшек у человека.
  • Выявлена тесная связь между инфильтрацией сосудистой стенки иммуновоспалительными клетками и процессами дестабилизации атеросклеротической бляшки.
  • Получены новые научные данные о патогенетической роли антиатерогенного белка аполипопротеина А-I и транспортера холестерина АВСА-1 при атеросклерозе.
  • Разработан способ инновационной биохимической диагностики угрозы наступления острого коронарного события (инфаркта миокарда).
  • Разработана и экспериментально обоснована концепция о патогенетической роли иммуноглобулин Fc-связывающих белков Streptococcus рyogenes как факторов инициации иммунного воспаления в тканях при постинфекционных осложнениях (миокардит, гломерулонефрит).
Изучение механизмов и морфогенеза развития нервной, эндокринной, иммунной, лимфатической и висцеральных систем человека в норме и патологии
  • Впервые охарактеризована неизвестная ранее популяция нейральных стволовых клеток головного мозга.
  • Изучена роль экспрессии генов рецепторов дофамина и NMDA в регуляции нейропластичности в онтогенезе.
  • Обнаружена способность компонентов пиогенного стрептококка ингибировать функции эндотелиальных клеток, связанные с ангиогенезом.
  • Впервые охарактеризована неизвестная ранее популяция собственных нейральных стволовых клеток головного мозга.
II. Геномика, протеомика, постгеномные технологии, метаболомика. Нанотехнологии, наномедицина.
  • Впервые показана возможность передачи митохондриальной ДНК по отцовской линии, что изменяет представления о строго материнском наследовании митохондриального генома.
  • Созданы рекомбинантные генно-инженерные конструкции для изучения механизма развития амилоидозов, в том числе болезни Альцгеймера.
  • Разработан новый унифицированный метод выявления 5-метилцитозина в хромосомах и ядрах до- и пост-имплантационных зародышей мышей и крыс.
  • Осуществлен синтез кислых производных фуллерена С60 как возможных носителей полярных лекарственных веществ в системах целенаправленной доставки.
  • Получены эффективные продуценты рецепторов к альбумину и иммуноглобулину G человека.
  • Созданы рекомбинантные альбумин- и иммуноглобулин-связывающие полипептиды, обладающие высоким сродством к основным белкам сыворотки крови человека.
  • Наработаны химерные полипептиды на основе белков к наиболее распространенным штаммам стрептококков группы В.
  • Проводится комплексное исследование их иммуногенности и специфической протективной эффективности.
  • Разработана иммуноферментная тест-система для количественного определения дефенсина RNP-3.
IV. Фармакологическая коррекция процессов жизнедеятельности
  • Изучены новые низкотоксичные адамантан-содержащие соединения, способные осуществлять комбинированный блок АМПА-, НМДА-, и Н-холинорецепторов, обладающие высокой нейропротекторной, антигипоксической, противосудорожной, и противопаркинсонической активностью.
  • Выявлен энергостабилизирующий и антиаритмический эффект производных уридина на модели острой ишемии миокарда с ранними постокклюзионными аритмиями.
  • Установлено, что активаторы и ингибиторы казеинкиназы-2 из группы 1-алкил-4,5-ди(N-метилкарбамоил)имидазолов способны модулировать синаптические функции, актуальные для адаптации, обучения и формирования следа памяти.
IX. Изучение закономерностей и механизмов влияния окружающей и производственной среды на состояние здоровья населения
  • Впервые показано, что под влиянием экотоксикантов усиливается метилирование ДНК в хромосомах, нарушаются деления дробления доимплантационных зародышей мышей.
  • Бисфенол А в низких концентрациях вызывает парадоксальное увеличение пролиферативной активности клеток, подобное наблюдаемому при канцерогенезе.
X. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам инфекционной эпидемиологии, медицинской микробиологии, вирусологии
  • Выполнены II и III этапы доклинических исследований пятикомпонентной рекомбинантной вакцины против Streptococcus agalactiae.
  • Проведена комплексная оценка характера иммунного ответа и протективности химерных полипептидов на основе белков к наиболее распространенным штаммам стрептококков группы В.
  • Проведен генетический и серологический анализ штаммов стрептококков, циркулирующих во Вьетнаме, выявлена их устойчивость к различным антибактериальным препаратам.
  • Разработана методология подбора и эффективного анализа штаммов-пробиотиков с выраженными антагонистическими и иммуномодуляторными свойствами.
  • В соответствии с рекомендациями ВОЗ подготовлены и переданы в производство два новых вакцинных штамма ЖГВ для включения в состав живой гриппозной вакцины на 2013–2014 эпидемический сезон.
  • Завершена I–я фаза клинических испытаний двух вакцинных штаммов ЖГВ, подготовленных на основе пандемически актуальных вирусов гриппа птиц сероподтипов Н7 и Н5.
  • Получены приоритетные в мировом масштабе данные об индукции у людей гуморальной и Т-клеточной иммунологической памяти отечественной резервной живой гриппозной моновакциной, приготовленной из потенциально пандемического птичьего вируса гриппа А(Н7N3).
  • Впервые в России получены обоснования для формирования четырехвалентной сезонной ЖГВ с включением в ее состав двух актуальных циркулирующих вирусов гриппа В, принадлежащих к линиям Ямагата и Виктория.
  • По результатам доклинических испытаний получено разрешение от МЗ РФ на проведение 1–й фазы клинических испытаний ЖГВ из вакцинного штамма А/17/Калифорния/66/395 (H2N2).

Тематика научно-исследовательских работ

Фундаментальные научные исследования, выполняемые в рамках государственного задания
Шифр НИРРегистрационный номер НИОКТРНаименование темы НИРСроки выполненияНаучный руководительОтветственный исполнитель
0557-2019-0001АААА-А19-119021290118-5Молекулярно-клеточные механизмы формирования нейродегенеративных процессов и поиск путей их коррекции2019 – 2021Клименко В.М.Абдурасулова И.Н.
0557-2019-0002АААА-А19-119022290066-6Фундаментальные основы патогенеза диагностики, профилактики и лечения социально значимых заболеваний человека, вызванных нарушением его микроэкологии2019 – 2021Суворов А.Н.Ермоленко Е.И.
Гончаров А.Е.
0557-2019-0003АААА-А19-119021490149-7Молекулярно-генетические принципы конструирования живой вакцины широкого спектра действия против гриппа и его бактериальных осложнений2019 – 2021Руденко Л.Г.Киселева И.В.
0557-2019-0004АААА-А19-119021290132-1Фармакологический анализ действия нейротропных средств, изучение внутриклеточных мишеней и создание систем направленной доставки2019 – 2021Пиотровский Л.Б.Кузнецова Н.Н.
0557-2019-0005АААА-А19-119021290133-8Разработка оригинальных нейропсихотропных средств на основе новых молекулярных мишеней2019 – 2021Шабанов П.Д.Бычков Е.Р.
0557-2019-0006АААА-А19-119022290065-9Иммунологические основы защитных реакций организма2019 – 2021Полевщиков А.В.Киселева Е.П.
0557-2019-0007АААА-А19-119021290119-2Изучение экспрессии нейрональных и глиальных маркеров в клетках нервной системы в постнатальном онтогенезе и при реакции на повреждение2019 – 2021Коржевский Д.Э.Петрова Е.С.
Кирик О.В.
0557-2019-0008АААА-А19-119021290134-5Эпигенетические изменения при воздействии экстремальных факторов среды обитания химической и психогенной природы2019 – 2021Софронов Г.А.Цикунов С.Г.
Паткин Е.Л.
0557-2019-0009АААА-А19-119021290135-2Молекулярно-генетические и клеточные основы патогенеза, диагностики и лечения социально значимых заболеваний инфекционной и неинфекционной природы2019 – 2021Васильев В.Б.Поляков Д.С.
Рассохин В.В.
0557-2019-0010АААА-А19-119021290120-8Патофизиологические основы нарушений взаимодействия нервной и иммунной систем и поиск инновационных путей коррекции различных форм патологии2019 – 2021Шамова О.В.Алешина Г.М.
0557-2019-0011АААА-А19-119021290136-9Изучение механизмов регуляции воспаления на ранних этапах атерогенеза и при дестабилизации атеросклеротической бляшки у человека2019 – 2021Денисенко А.Д. Пигаревский П.В.Танянский Д.А.
Мальцева С.В.
0557-2019-0012АААА-А19-119022290064-2Гемодинамические реакции при сложных постуральных воздействиях и при тромбозах артериальных и венозных сосудов2019 – 2021Шабров А.В.Сергеев Т.В.
Евлахов В.И.
Росуховский Д.А.
0424-2019-0001АААА-А20-120011090175-7Генно-инженерные подходы к созданию рекомбинантных препаратов против патогенных микроорганизмов2019 – 2021Суворов А.Н.
Шамова О.В.
Леонтьева Г.Ф.
Деревцова К.З.
FGWG-2022-0001122020300200-8Разработка препаратов широкого спектра действия против моно- и смешанных респираторных инфекций2022 - 2024Руденко Л.Г.Киселева И.В.
FGWG-2022-0002122020300199-5Структурные компоненты барьерной системы головного мозга, спинного мозга и органов периферической нервной системы в норме и при патологии2022 – 2024Коржевский Д.Э.Петрова Е.С.
Кирик О.В.
FGWG-2022-0003122020300198-8Молекулярно-клеточные механизмы активации транспорта липопротеинов через эндотелий на разных стадиях атерогенеза2022 – 2024Пигаревский П.В.
Танянский Д.А.
Денисенко А.Д.
FGWG-2022-0004122020300242-8Поиск молекулярных мишеней для фармакологического воздействия при аддиктивных и нейроэндокринных нарушениях и создание новых фармакологически активных веществ, действующих на рецепторы ЦНС2022 – 2024Шабанов П.Д.Бычков Е.Р.
FGWG-2022-0005122020300186-5Исследование механизмов дифференцировки Т-лимфоцитов и молекулярно-клеточных основ регуляции иммунного ответа для разработки новых технологий клеточной иммунотерапии онкологических, инфекционных и аутоиммунных заболеваний2022 – 2024Полевщиков А.В.Кудрявцев И.В.
FGWG-2022-0006122020300239-8Изучение регуляторных механизмов сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем для разработки новых подходов к выявлению ортостатических расстройств и вегетативной дисрегуляции при колебательных постуральных нагрузках2022 – 2024Шабров А.В.Сергеев Т.В.
Евлахов В.И.
Росуховский Д.А.
FGWG-2022-0007122020300189-6Исследование молекулярно-клеточных механизмов нейроиммунных взаимодействий и поиск новых подходов для создания корректоров нарушений на основе пептидов системы врожденного иммунитета2022 – 2024Шамова О.В.Алешина Г.М.
FGWG-2022-0008122020400042-3Механизмы уязвимости и устойчивости ЦНС к действию повреждающих факторов эндогенной и экзогенной природы2022 – 2024Абдурасулова И.Н.Людыно В.И.
FGWG-2022-0009122020300191-9Изучение молекулярных механизмов, лежащих в основе развития мультифакториальных и наследственных социально значимых заболеваний человека2022 – 2024Васильев В.Б.Сахабеев Р.Г.
FGWG-2022-0010122020300194-0Направленное изменение микробиоты человека как средство профилактики и лечения социально значимых заболеваний2022 – 2024Суворов А.Н.Ермоленко Е.И.
Гончаров А.Е.
Егоров В.В.
FGWG-2022-0011122020300195-7Полиморфизм поражений органов и систем при хронических вирусных инфекциях, их причины и последствия2022 – 2024Рассохин В.В.Рассохин В.В.
FGWG-2022-0012122020300196-4Молекулярные и эпигенетические механизмы трансгенерационного наследования эффектов сочетанного воздействия токсических агентов и витального стресса у взрослых особей и их потомства2022 – 2024Софронов Г.А.Паткин Е.Л.
Цикунов С.Г.
FGWG-2022-0041122112100051-0Разработка противоопухолевых препаратов на основе пептидов системы врожденного иммунитета2022 - 2024Жаркова М.С.Жаркова М.С.
Поисковые научные исследования, выполняемые в рамках государственного задания
Шифр НИРРегистрационный номер НИОКТРНаименование темы НИРНаименование разрабатываемых технологийСроки выполненияОтветственные исполнители
0424-2020-0005АААА-А20-120092290028-3Разработка перспективных стратегий диагностики нейродегенеративных заболеваний

Научный руководитель: Васильев В.Б.
1. Медицинская технология выявления предикторов развития когнитивных и аффективных нарушений при эссенциальном треморе2020-2022Карпенко М.Н.
2. Неинвазивный метод ранней диагностики болезни Паркинсона и дифференциальной диагностики нейродегенеративных заболеваний, сопровождающихся паркинсонизмом, по концентрации лактоферрина в слюнной жидкости2020-2022Соколов А.В.
3. Разработка технологии использования диагностических и прогностических маркеров развития болезни Паркинсона на фоне существующего эссенциального тремора2020-2022Муружева З.М.
4. Разработка технологии оценки показателей статуса меди в качестве биохимических маркеров болезни Паркинсона2020-2022Пучкова Л.В.
5. Разработка технологии оценки альфа-синуклеина экзосом плазмы крови и ликвора в качестве маркера развития синуклеинопатий2020-2022Пчелина С.Н.
0424-2020-0006АААА-А20-120092290025-2Разработка перспективных стратегий диагностики и лечения цереброваскулярных заболеваний

Научный руководитель: Клименко В.М.
1. Медицинская технология ранней диагностики хронической недостаточности мозгового кровообращения2020-2022Клименко В.М.
2. Медицинская технология коррекции психоневрологических и нейрохимических нарушений у больных, перенесших инсульт, с использованием нейропептида аргинин-вазопрессин2020-2022Цикунов С.Г.
0424-2020-0007АААА-А20-120092290026-9Поиск новых специфических маркеров для совершенствования диагностики атеросклероза и других заболеваний сосудов

Научные руководители: Денисенко А.Д.
Коржевский Д.Э.
1. Технология предиктивной персонализированной оценки риска развития сосудистых катастроф у пациентов с цереброваскулярными и кардиоваскулярными патологиями на основе комплексного генетического и эпигенетического анализа2020-2022Паткин Е.Л.
2. Технология оценки активации эндотелия при атеросклерозе с помощью определения концентрации циркулирующих эндотелиоцитов, эндотелиальных микрочастиц и предшественников эндотелиальных клеток2020-2022Денисенко А.Д.
3. Технология оценки эффективности терапии атеросклероза у пациентов с метаболическим синдромом2020-2022Танянский Д.А.
4. Технология диагностики изменения морфофункционального состояния эндотелия сердца и магистральных сосудов при старении2020-2022Коржевский Д.Э.
0424-2020-0008АААА-А20-120092290027-6Разработка новых технологий минимизации побочных эффектов лучевой и химиотерапии онкологических заболеваний с помощью биотехнологических препаратов

Научный руководитель: Симбирцев А.С.
1. Технология коррекции побочных эффектов лучевой и химиотерапии онкологических заболеваний с помощью биотехнологических препаратов2020-2022Симбирцев А.С.
075-15-2022-301121031300214-2Инфекционные заболевания, микробная и антимикробная терапия2020-2024Дмитриев А.В.
FGWG-2023-0001123050400012-2Разработка технологий коррекции посттравматических и связанных со стрессом расстройств2023 - 2025 Цикунов С.Г.
FGWG-2023-0002123050400011-5Разработка диагностических и иммунотерапевтических средств для коррекции постковидного синдрома2023 - 2025 Дешева Ю.А.
Фундаментальные научные исследования, выполняемые по грантам Российского научного фонда (РНФ)
№ грантаРегистрационный номер НИОКТРНаименование проектаСроки выполненияНаучный руководитель
20-65-47026121112200255-2Фукозилированные гликаны бактерий как паттерны формирования иммунологической толерантности и иммунного ответа при воспалительных заболеваниях кишечника2021 – 2024 Вахитов Т.Я.
21-75-30003121112200258-3Создание бивалентной вакцины против SARS-CoV-2 и гриппа с использованием новой технологической платформы2021 – 2024Исакова-Сивак И.Н.
22-25-00366122022100321-6Изучение влияния адипонектина на функцию эндотелиальных клеток и макрофагов в атерогенезе2022 - 2023Танянский Д.А.
22-25-00105122012400261-3Микроглия субфорникального органа и клетки Колмера - новые объекты для анализа нейровоспаления2022 - 2023Коржевский Д.Э.
22-25-00124122012400251-4Особенности созревания нервной системы и функциональные изменения в мозге крыс с генетически детерминированным нарушением обмена дофамина2022 - 2023Карпенко М.Н.
22-24-20013122042700088-0Регуляция иммунного ответа с помощью бактериальных факторов патогенности2022 - 2023Кудрявцев И. В.
22-25-20020122042700014-9Вазопротекторное действие гидролизата Mytilus edulis в модели венозного тромбоза in vivo и на эндотелиальные клетки in vitro2022 - 2023 Порембская О. Я.
22-25-20051122042700090-3Клеточная и молекулярная организация эпифиза человека2022 - 2023Григорьев И. П.
22-25-20191122042700093-4Дефицит витаминов группы В как фактор развития рассеянного склероза в детском возрасте 2022 - 2023Дмитриев А. В.
23-24-00586123021000137-6Разрушение амилоидных отложений под влиянием специфических антител2023 - 2024Шавловский М.М.
23-25-00070123020800164-7Разработка живых гриппозных реассортантных вакцин типа В методами генной инженерии2023 - 2024Руденко Л.Г.
23-25-00312123020800163-0Полиморфные варианты генов фолатного цикла и устойчивость к демиелинизирующим процессам2023 - 2024Людыно В.И.
23-25-10003123050400013-9Коннексин 43 в клетках периферической нервной системы. Фундаментальные аспекты формирования межклеточных связей2023 - 2024Колос Е.А.
Фундаментальные научные исследования, выполняемые по грантам Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ)
18-015-00241 АААА-А18-118061990050-8Исследование взаимодействия миелопероксидазы с белками купредоксинового семейства и его влияния на свёртывающую систему крови01.2018 – 12.2020Васильев В.Б.
18-015-00122АААА-А18-118030190060-1Эпигенетические изменения в дебюте токсического процесса, вызванные токсикантами различной химической структуры в низких дозах, не ведущих к мутациям01.2018 – 12.2020Софронов Г.А.
18-04-01357АААА-А18-118062590138-4Участие неструктурированных белков мозга в активации ооцитов и раннем эмбриогенезе млекопитающих01.2018 – 12.2020Захарова Ф.М.
19-54-04004/19АААА-А19-119041890037-1Получение антител против альбумина человека, модифицированного при галогенирующем стрессе, исследование их биологической активности in vitro и возможности диагностического применения01.2019 – 01.2020Костевич В.А.
19-34-90030/19АААА-А20-120022890029-1Регуляция активности кальпаинов дофамином10.2019 – 09.2021Карпенко М.Н.
19-315-90009/19АААА-А20-120022890027-7Особенности функционирования кальпаиновой системы клеток ЦНС при повышенном содержании марганца10.2019 – 09.2021Карпенко М.Н.
20-54-S52006/19АААА-А20-120022890026-0Дисплей поверхностных антигенов вируса гриппа для оценки противогриппозного иммунитета12.2019 – 12.2020Дешева Ю.А.
20-015-00168/20АААА-А20-120022590140-6Механизмы противодементного действия глибенкламида01.2020 – 12.2022Карпенко М.Н.
20-29-01043/20122030200057-8Патоценозы археологических памятников и палеонтологических местонахождений Арктики04.2021 - 04.2022Гончаров А.Е.
Научные исследования, выполняемые по грантам Президента и Правительства РФ, Правительства Санкт-Петербурга
№ грантаРегистрационный номер НИОКТРНаименование проектаСроки выполненияРуководитель
Грант Президента РФ МК- 075-15-2019-279АААА-А19-119061490072-4Конструирование экспериментальной живой гриппозной вакцины для комбинированной защиты против вирусов гриппа А и В2019 – 2020Степанова Е.А.
Грант Президента РФ МД-327.2020.7АААА-А20-120041490044-9Усиление иммуногенности и расширение спектра действия современных живых гриппозных вакцин с использованием новых генно-инженерных и иммуногенетических подходов2020 – 2021Исакова-Сивак И.Н.
Грант Президента РФ МД-1901.2020.4АААА-А20-120041490045-6Галогенирующий стресс: иммунохимические подходы к его идентификации и коррекции2020 – 2021Соколов А.В.
Грант Президента РФ МК-560.2020.7АААА-А20-120041490046-3Совершенствование методов гистологической диагностики амилоидозов2020 – 2021Гусельникова В.В.