Удар по сепсису и роже

Российская вакцина против пневмококка остается невостребованной фармбизнесом.

В конце февраля на заседании бюро секции профилактической медицины Отделения медицинских наук РАН петербургские микробиологи доложили коллегам, что создали отечественную вакцину против пневмококка и даже запатентовали ее во многих странах, в т.ч. в США. Но в России желающих ее производить пока не нашлось.

С полисахаридом несладко

Ежегодно около миллиарда человек страдают от заболеваний, вызванных стрептококками: это фарингиты, стрептодермии, пневмонии, скарлатина, рожистое воспаление, а в более тяжелых случаях — сепсис, некротический фасциит, ревмокардит, гломерулонефрит, внутриутробное поражение плода. Эти заболевания вызываются Streptococcus pyogenes (стрептококк группы А), Streptococcus agalactiae (стрептококк группы В, опасный прежде всего для беременных и новорожденных) и Streptococcus pneumoniae.

Патогенные штаммы стрептококков по способности вызывать заболевания уступают лишь вирусу гриппа, и понятно, что эта инфекция наносит экономический ущерб, а основной метод профилактики — прививка.

Вакцины для предотвращения пневмококковой инфекции используются в мире уже более 30 лет, а несколько лет назад вакцинация новорожденных против пневмококка вошла и в российский Национальный календарь прививок (после долгих дискуссий, вызванных, в основном, экономическими причинами, поскольку закупается вакцина за рубежом).

В мире вакцины для предотвращения пневмококковой инфекции используются уже более 30 лет, а несколько лет назад вакцинация новорожденных против пневмококка вошла и в российский Национальный календарь прививок.

По словам некоторых экспертов, в будущем году в календарь прививок должна войти вакцинация от пневмококка для людей старше 55 лет — для профилактики тяжелых пневмоний, что потребует дополнительных средств.

Между тем, по мнению петербургских ученых из Института экспериментальной медицины, существующая вакцина имеет невысокую эффективность. «На рынке два типа пневмококковых вакцин: полисахаридные и конъюгированные, опять же основанные на полисахаридах, конъюгированных с белками-адъювантами, — поясняет руководитель отдела молекулярной микробиологии ИЭМ, чл.-корр. РАН Александр Суворов. — Наиболее широко распространена 23-валентная вакцина (PPV23), которая доступна с 1980 г., и две конъюгированные вакцины (PCV), представленные на рынке с 2009 г., — 10-валентная и 13-валентная. Но использование полисахаридов имеет ряд серьезных недостатков».

Валентность на замке

По мнению ученого, полисахариды сами по себе являются слабыми антигенами, и при их введении практически не формируется иммунологическая память, но зато в организме могут появиться возбудители, не чувствительные к вводимым компонентам, отчего и приходится постоянно повышать валентность вакцины.

«В результате проведенных исследований мы пришли к выводу, что в качестве вакцинных препаратов целесообразно использовать множественные поверхностные белковые антигены патогенных стрептококков. Они способны вызывать хороший иммунный ответ и обеспечить формирование иммунологической памяти. При этом белки эти находятся на поверхности практически всех микробных штаммов и имеют общие так называемые консервативные участки, а это значит, что нет никакой необходимости повышать валентность препарата», — сообщает Александр Суворов.

Созданные в ИЭМ вакцинные кандидаты уже проходят экспериментальные исследования, а для двух препаратов проведены доклинические испытания. Первый вакцинный препарат, направленный против пневмококков, уже запатентован и даже имеет торговое наименование. Второй — рекомбинантная вакцина для профилактики инфекций, вызываемых стрептококками группы В.

На этом мажорные нотки истории пока исчерпываются. «Ученые проводят фундаментальные исследования, делают открытия, создают кандидатный препарат и даже сами проводят доклинические испытания, показывая безопасность лекарства. Но выходить на уровень клинических исследований, а затем на промышленное производство вакцины — это уже задача не фундаментальной науки», — отмечает директор ИЭМ Александр Дмитриев. И с этим сложно не согласиться.

Ольга Островская

Источник: Фармацевтический вестник