Российская медицина сталкивается с тем, что появляются микроорганизмы, устойчивые к большинству антибактериальных препаратов. Человечество в шаге от того, чтобы столкнуться с болезнью, вылечить которую современная наука не в силах, сообщил 47channel в понедельник, 15 февраля, директор Института экспериментальной медицины Александр Дмитриев.
Все больше штаммов и бактериальных патогенов устойчивы к антибиотикам. COVID-19 – лишь одна из возможных зол, с которыми мы можем столкнуться.
Масштабы этой проблемы измерить практически невозможно. Мы сейчас приходим к тому, что появляются микроорганизмы, которые устойчивы к огромному количеству антибактериальных препаратов. И человечество начинает сталкиваться с тем, что антибактериальных препаратов больше уже не то чтобы и нет, но мы подходим к тому моменту, когда их может не быть. Если раньше антибактериальный препарат разрабатывался (мы все помним, безусловно, исследования Флемминга, помнил Пенициллин, времена Великой Отечественной войны) — тогда примерно лет через 15-20 появлялись микробы, которые были в итоге устойчивы к этому препарату. Потом новое поколение препаратов было создано, разработано — и появляются новые микробы, которые устойчивы к их действию, это происходит через 10-12 лет. Потом этот срок от появления препарата до появления штамма, устойчивой бактерии, сокращается. Это говорит о том, что препарат создается, а к концу года уже появляется микроорганизм, который к нему уже устойчив.
Александр Дмитриев, директор Института экспериментальной медицины
В поисках решения данной проблемы ученые обращаются к пептидам, составляющим врожденный иммунитет. Данные молекулы из аминоклислотных остатков и сражаются с бактериями.
По словам заместителя директора по науке Ольги Шамовой, пептиды призваны быстро убивать бактерии. В Институте экспериментальной медицины уже более 30-ти лет изучают природные пептиды и пептиды животного происхождения. За это время было открыто более 20 новых пептидов из защитных клеток живых организмов, в том числе червей и морских звёзд. Всё это необходимо для создания альтернативных средств терапии.
Сейчас стоит задача на основе природных молекул разработать синтетические аналоги, которые будут иметь уже оптимальные свойства для практического применения, то есть будут нетоксичны для человека и активны против бактерий. Основное сейчас внимание уделяется бактериям, которые вызывают госпитальные инфекции. Поскольку сейчас в период пандемии многие пациенты находятся долгое время в стационарах, и у них развиваются очень тяжелые инфекции, вызванные уже не вирусом, а бактериальными осложнениями
Ольга Шамова, заместитель директора по науке, доктор биологических наук, член-корреспондент РАН
Во время исследований специалисты из Института экспериментальной медицины вывели новые аналоги пептидов животного происхождения. В частности, ученые вывели протегрин, которые активно боролись с COVID-19. Их нашли в легких пациентов с подтвержденным диагнозом.
В сотрудничестве с исследователями из института химии и силикатов также производят комплексы наночастиц серебра и других металлов и пептидов. Это позволит изъять новые молекулы, и, как следствие, простимулировать еще больше развитие медицины.
Ученые отмечают: в настоящее время из стационаров приходит всё больше сообщений о гибели пациентов не от COVID-19, а от бактериальных осложнений, которые не удается лечить с помощью антибиотиков.
Это связано с тем, что уже летом 2020 года в стационарах, которые оказывают помощь пациентам с ковид, сформировались экстремально устойчивые к антибиотикам разновидности бактерий. Эти бактерии укоренились в стационарах и, к сожалению, продолжают циркулировать там, передаваясь от пациента к пациенту. Борьба с ними чрезвычайно сложна. И сейчас мы понимаем, что сейчас эта борьба требует разработки новых альтернатив классическим антибиотикам
Артемий Гончаров, заведующий лабораторией функциональной геномики и протеомики микроорганизмов доктор медицинских наук
По словам Артемия Гончарова, специалисты планируют применять бактериофаги — вирусы, паразитирующие в бактериальных клетках. Специалист отметил, что терапия бактериофагами имеет давнюю историю. Более сотни лет данные вирусы применяются для лечения бактериальных заболеваний как животных, так и человека.
Данный способ лечения – фаготерапия – сейчас вновь востребован, но требует постоянного обновления банка штаммов. Для этого нужны новые разновидности бактериофагов. Их специалисты ищут в самих стационарах, в том числе, в сточных водах.
Исследователи также находят фаги в пресноводных озерах и даже в вечной мерзлоте.
Самый многообещающий источник бактериофагов — экосистемы, связанные с полярными областями нашей планеты, то есть Арктика и Антарктика — потенциальные поставщики высокоэффективных бактериофагов.
Источник: 47channel