Заведующий лабораторией функциональной геномики и протеомики микроорганизмов отдела молекулярной генетики, д.м.н. Артемий Евгеньевич Гончаров вернулся из 68-й российской антарктической экспедиции. Основной задачей ученого был сбор биологического материала в экосистемах Антарктиды (в воде, в колониях пингвинов и тюленей, а также в отложениях древних озер), для поиска новых бактериофагов.
– В Антарктиду мы приплыли на специальном судне «Академик Федоров», на борту которого развернуты научные лаборатории, – рассказывает ученый. – Я десантировался на вертолете в разные места ледяного континента, где и собирал биоматериал. В основном, работал в оазисах – на скалах, где расположены озера и где обитают пингвины и тюлени.
В результате нашему ученому, который, кстати, в Антарктиду отправился во второй раз, удалось найти два новых бактериофага в лужах в местах обитания пингвинов и один – из фекалий тюленей. Все три микроорганизма в эксперименте, проведенном в лаборатории на борту научного судна, показали свою эффективность в разрушении антарктического штамма кишечной палочки.
– Надо заметить, что исследования бактериофагов из Антарктиды вообще можно пересчитать по пальцам, – отметил Артемий Евгеньевич, – и в основном, они посвящены так называемым умеренным фагам, то есть таким, которые заселяют бактерии и живут внутри, являясь своеобразным инструментом их эволюции. Мы же, судя по всему, нашли вирулентные бактериофаги, которые вполне возможно в будущем удастся использовать в качестве лекарства против патогенной антибиотикорезистентной кишечной палочки. А эта бактерия, как мы знаем, довольно часто сегодня встречается среди внутрибольничных инфекций.
На борту судна были проведены лишь первые исследования, теперь они продолжатся уже в стенах ИЭМа – на бактериях, которые хранятся в отделе молекулярной микробиологии (только в лаборатории А.Е. Гончарова в этой коллекции – несколько сотен образцов). Большая часть собранного биоматериала прибудет на судне «Академик Федоров» в мае, и именно тогда эксперимент по оценке эффективности антарктических бактериофагов начнется в полном объеме.